“Солидарность” продолжает публиковать серию статей Елены Косаковской. В прошлом номере рассказывалось о первой составной части зарплаты - вознаграждении за труд. Сейчас автор рассматривает вторую часть зарплаты - компенсационные выплаты.
Продолжение. Начало в “Солидарности” № 33, 2017
ВТОРАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЗАРПЛАТЫ: КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ компенсационными выплатами являются доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также иные выплаты компенсационного характера.
Таким образом, основаниями для установления второй составной части заработной платы - компенсационных выплат - являются условия, в которых выполняется работа. В частности, климатические условия, радиационное загрязнение территорий, а также работа в ночное время, выполнение сверхурочных работ и другие условия.
В ст. 146 и ст. 149 ТК РФ установлены следующие основания повышенной оплаты труда за особые условия работы:
1) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
2) оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями;
3) оплата труда в других случаях, отклоняющихся от нормальных.
1. Оплата работы с вредными и (или) опасными условиями труда
Статьей 147 ТК РФ предусмотрено, что минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило Информационное письмо от 13.02.2013 “О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда”. В соответствии с этим письмом, а также руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, работодатель может самостоятельно, по результатам проведения специальной оценки условий труда, устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово- экономического положения работодателя.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 219 Трудового кодекса РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Следует обратить внимание профсоюзного актива на то, что конкретные размеры повышения оплаты труда в соответствии с ч. 3 ст. 147 ТК РФ могут устанавливаться работодателем следующими способами:
- с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
- коллективным договором или трудовым договором.
Установление конкретных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда колдоговором, является более целесообразным, поскольку позволяет представителям первичной профорганизации участвовать в переговорах по данному вопросу. Процедура учета мнения представительного органа работников при издании локального нормативного акта в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, может значительно осложнить достижение согласия между работником и работодателем по поводу установления конкретного повышения оплаты труда.
2. Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
К территориям с особыми климатическими условиями относятся в первую очередь районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Гарантии и компенсации, а также повышенная оплата труда лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены в главе 50 ТК РФ, а также в Законе РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (в ред. от 31.12.2014) “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” (далее - Закон о Крайнем Севере).
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается правительством РФ (ст. 2 Закона о Крайнем Севере). Такой перечень утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029.
На основании ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются правительством РФ (ст. 316 ТК РФ).
На основании ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливается также правительством РФ.
При этом органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
Размеры районных коэффициентов к заработной плате колеблются в зависимости от территории - от 1,1 до 2,0. Процентные надбавки устанавливаются в размере не ниже 10% и повышаются по мере увеличения стажа работы людей в соответствующих климатических условиях.
Исходя из норм статей 315, 316 и 317 ТК РФ, можно сделать следующие выводы:
1) Повышенная оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях обеспечивается за счет двух видов выплат - районного коэффициента и процентной надбавки.
2) Районный коэффициент к заработной плате устанавливается всем работникам, проживающим и работающим в организациях, расположенных в северных территориях, то есть за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
3) Процентная надбавка к заработной плате устанавливается работникам за длительность работы в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, то есть за стаж работы.
4) Районные коэффициенты и процентные надбавки устанавливаются на заработную плату работников, то есть, на все составные части зарплаты, которые выплачиваются работникам: вознаграждение за труд + компенсационные выплаты (не связанные с условиями работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) + стимулирующие выплаты + премии.
Все составные части заработной платы надо умножить на районный коэффициент к заработной плате и на процентную надбавку к заработной плате.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут увеличить размер районного коэффициента и (или) процентной надбавки работникам соответствующих категорий.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ в ТК РФ, из которого были исключены положения о невключении в МРОТ компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, работодатели поспешили включить компенсационные выплаты в минимальный размер оплаты труда (см. раздел “Состав МРОТ”, № 33, 2017). Данная проблема стала особенно острой для работников Крайнего Севера.
Верховный суд РФ неоднократно подтверждал в своих решениях, что зарплата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в величине не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Однако в августе и в сентябре 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ вынесла противоположные решения.
В 2017 году в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 26.02.2014 (в ред. Обзора судебной практики № 2, 2017, утв. Президиумом Верховного суда РФ 26.04.2017), установлено следующее (выдержка из документа Верховного суда РФ о расширенном правовом обосновании невключения в МРОТ компенсационных выплат):
“В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (чч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и другие законодательные акты Российской Федерации”, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Правильной является практика тех судов, которые удовлетворяли требования работников о взыскании заработной платы с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда работникам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодателями устанавливалась заработная плата в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ).
К заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях”.
Таким образом, Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики, связанной с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 2017 году, подтвердил свою позицию о начислении районного коэффициента и процентной надбавки на величину МРОТ.
Автор - заместитель главы департамента социально-трудовых отношений аппарата ФНПР